потому что не верю людям которые якобы хотят мне добра ...
насчет этого нужно разобратьсяконечно же. это очень кропотливая работа,но попробуй простить. просто попробуй. сразу это не получиться как ты уже говорила,но со временем наберешь опыта. честно,я плохо умею советовать,но просто пытаюсь как-то выслушать.
я просто вспоминаю плохое и не могу простить тем людям
Вот-вот, ты просто вспоминаешь плохое. Намертво стоишь на позиции "я - хорошая, они - плохие". Так круг общения можно сузить до себя одной. Работать нужно над собой, а не жалеть. Со мной на "ТЫ"!
Laiminga_As, То что ты написала, я могу про себя сказать до последнего слова. И уже никому не веришь, и если что-то хорошее встечается на пути думаешь: Не подпускать близко к сердцу и в душу, пусть будет просто так. И получается просто так. А когда заканчивается опять мысль: Ну почему не получилось? И человеку раскрыться страшно вдруг он не поймет и сам испугается и бросит меня. И получается что все равно это происходит. И что делать? ADDICTA FELICITATI!
И человеку раскрыться страшно вдруг он не поймет и сам испугается и бросит меня.
То чего мы боимся - притягивается в нашу жизнь.
Quote (ученица)
И получается что все равно это происходит.
Вот, хотели? получите! Пример: живут два брата-близнеца. И вот они первый раз в своей жизни встречают собаку(на улице). Один прошел мимо нее - она потерлась об его ноги, у него отложилось в голове - собаки меня любят, они хорошие,добрые животные, с ними я в безопасности....второй проходит мимо собаки - она на него залаяла (не в духе была, люди ей много боли причинили) - у него отложилось что собаки злые. Далее мимо какой бы собаки он не прошел - она на него скалит зубы,лает. Воображение рисует дальше - а что если собака укусит? Ну дальше можно додумать... Имей совесть и делай что хочешь
Жизненные сценарии «Почему я опять так поступил? Ведь знал, что все это закончится не так, как хотелось бы! И все вокруг говорили, что надо по-другому… Откуда это ощущение, что я опять и опять наступаю на те же самые «грабли»? Откуда это чувство недовольства собой и окружающими? Может быть, мне просто не везет в жизни и это – навсегда?»
Признайтесь, что такие или подобные мысли посещают вас время от времени. Или посещают очень часто… А если не вас, то кого-то из близких, и вы в курсе проблем этого человека. Только он почему-то «не слышит» ваших советов и опять и опять попадает в похожие ситуации. Так почему же мы поступаем именно так, а не иначе?
Известный психолог, автор весьма популярных во всем мире книг, рассчитанных на массового читателя Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или «жизненных сценариев». Они, эти сценарии диктуют нам и наши поступки, и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми. Что такое «сценарий»?. Берн определил его, как «бессознательный жизненный план», который составляется еще в детстве и имеет в нашем представлении четкую, как в пьесе структуру: начало, середину и финал. То, что мы, пусть даже бессознательно, действуем по плану, который для нас привычен, понятен и предсказуем дает нам иллюзию «привычности», а значит контроля над ситуацией и безопасности. Начиная так или иначе реагировать на то, что с нами происходит в жизни, следуя привычному сценарию, мы уже примерно знаем, какое будет начало и каков финал. Можно сказать, что «жизненные сценарии» это наша подсознательная психологическая защита от всякого рода эмоциональных стрессов. И защита настолько прочно укоренившаяся и привычная, что стала уже частью нашей личности, характера. Очень часто бывает так, что человек не осознает, что живет по сценарию. Тем не менее, он поступает именно так, что четко движется к тому финалу, который был определен привычным сценарием, сложившимся еще в детстве. Как определяется жизненный сценарий?
На выбор сценария в раннем детстве большое влияние, естественно, оказывают самые близкие люди – родители. С первых же дней жизни они передают нам «послания» (продиктованные их собственными «жизненными сценариями») на основе которых и формируются наши представления о себе, об окружающих, о мире в целом. Это совсем не означает, что те или иные сценарии являются «родовыми», с точностью до мелочей передающиеся из поколения в поколение (хотя, чаще всего это именно так и бывает). Наверняка вы в своей жизни встречали семьи, где на протяжении 2–3 поколений повторяется одно и то же: женщины остаются одни и сами растят детей, а помогают им в этом такие же одинокие бабушки, тети и сестры. Этакое женское царство, живущее по принципу «В этой жизни можно положиться только на самих себя. Мужчины – лишь помеха». Может быть именно в теории «жизненных сценариев» и кроются истоки мифов о «родовых проклятиях», «венцах безбрачия» и пр.? На самом деле все проще: из поколения в поколение в семье передается определенный стиль жизни, определенный тип реагирования (в частности на взаимоотношения с мужчинами), определенный «жизненный сценарий».
Но, как мы уже говорили, маленький ребенок не обязательно «списывает все под кальку» со сценария родителей. Если основу его характера составляет такая особенность нервной системы, как сильный тип реагирования, устойчивость внутреннего Я, врожденная способность к сопротивлению и ориентацией на собственное мнение, то «жизненный сценарий» его, возможно, будет построен по принципу «наоборот». Но в любом случае, именно наши близкие формируют наши сценарии, не важно как: «от противного» или «точной копией» — не важно. Считается, что уже к семи годам основа «жизненного сценария» написана. Это не означает, что он останется незыблемым во веки веков. Обычно где-то в юношеском возрасте вносятся вполне ощутимые коррективы, но основа, так сказать, основная направленность, все же, остается.
3 основных вида жизненных сценариев Содержание «жизненного сценария» каждого человека уникально и неповторимо, как, например, радужная оболочка глаза или отпечатки пальцев. Но, не смотря на это многообразие, все их можно условно по самым основным параметрам разделить на три большие группы: «Победитель», «Побежденный» и «Непобедитель».
«Победитель» — это человек, ставящий конкретную цель и достигающий ее. Цель не обязательно может быть глобальной, и дело-то вовсе не в цели, как таковой. Здесь главное – чувство победы, чувство «я все могу», которое каждый раз возникает у Победителя, и стало для него привычным и необходимым. По сути, к любому событию в своей жизни Победитель подходит именно так, с этими эмоциями, которые и создают для него ощущение жизненного комфорта. Любопытно, что Победитель в отношении с другими людьми следует формуле «Я – хороший, ты – хороший» и позиция эта так же укореняется с детства. Считая, что он любим и приятен другим, ребенок в детстве принимает подсознательное решение, что его родители – хорошие и им можно доверять. Естественно, что в последствии этот взгляд распространяется и на других людей. В принципе, позиция «Я – хороший, ты – хороший» считается наиболее жизнеутверждающей и продуктивной.
«Побежденный» — это человек, который не достигает своей цели. И опять дело заключается не в цели, как таковой, и не победе или в поражении, а в том, какие чувства человек при этом привычно испытывает: уверенность в том, что будет «все не так», «все как всегда», «может получится, а может и нет» и именно эти чувства определяют все его поступки, его ощущения комфорта или дискомфорта, его жизненные планы. В зависимости от трагичности финала сценарий «Побежденного» можно разделить на три степени. Первая степень – это не слишком серьезные неудачи и потери, их можно обсудить с друзьями и знакомыми, можно поплакать им в «жилетку». Например, повторяющиеся ссоры с любимым, потерю кошелька с заначкой или двойку на вступительных экзаменах. Побежденные второй степени испытывают уже такие неприятные чувства, которые не принято обсуждать в обществе (ну разве что с очень близкими людьми). Причиной этих чувств могут быть, например, повторяющиеся увольнения с работы, постоянная, тяжелая депрессия, сомнения по поводу правильности жизни в целом и пр. И наконец, финал сценария Побежденного третьей степени может быть уже и вовсе трагическим, вплоть до самоубийства. Формула взаимоотношений с окружающими у Побежденного звучит так: «Я – плохой, ты – плохой» и так же, как и в случае Победителя усваивается с детства. Что послужило причиной недоверия к миру взрослых – вопрос сложный и неоднозначный. Сколько семей, столько и причин. Но при формуле «Ты – плохой, я – плохой» разочарованиям в течении всей жизни нет конца, человек чувствует себя приниженным и нелюбимым, все больше укрепляясь в мысли, что никто не может ему помочь и, уж тем более, полюбить, так как остальные тоже – «плохие».
Человек, имеющий сценарий «Непобедителя»изо дня в день терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Он никогда не рискует, поэтому его сценарий часто называют «банальным». Вы думаете, что такой человек живет в ладу с самим собой? Совсем не обязательно. Ему с рождения может быть дан темперамент сильный, подвижный, готовый рискнуть. А «сценарий» диктует совсем другое. Отсюда почти постоянное чувство дискомфорта, недовольства собой и окружающими, ощущение, «жизни в болоте», где все расписано, как по нотам и ничего не происходит изо дня в день. Жизнь «как у всех», ни хуже и не лучше… Формула взаимоотношений с окружением при «банальном» сценарии – «Я – хороший, ты – плохой» или «Я – плохой, ты – хороший», что в конечном итоге одно и то же.
Описанную классификацию сам Берн считал относительной. В целом большинство людей живут по сценариям, представляющим собой смесь победы, поражения и беспроигрышного варианта.
Имей совесть и делай что хочешь
Сообщение отредактировал Корат - Суббота, 13.11.2010, 10:54
— Если ты что-то решил, нужно идти до конца, — сказал он, — но при этом необходимо принять на себя ответственность за то, что делаешь. Что именно человек делает, значения не имеет, но он должен знать, зачем он это делает, и действовать без сомнений и сожалений.
К. Кастанеда. Путешествие в Икстлан
Сомнения и неуверенность создают массу проблем в нашей жизни. Как часто вы себе говорили: «Я вряд ли смогу сделать это», «А стоит ли начинать?», «А вдруг не получится», «А правильно ли я делаю?». Эти и подобные им мысли воздвигают препятствия на пути осуществления наших намерений, забирают наши силы, ослабляют нас. Неверие во что - либо совсем нё означает, что этого не произойдет или должно обязательно произойти. Все равно все зависит от наших намерений. Мы сами создаем свою жизнь. И мы сами создаем эти препятствия, преодолевая которые доказываем себе, что можем что-то сделать в жизни, чего-то достичь. Эти мысли и чувства имеют позитивное намерение для нас. Они заставляют нас поверить в правильность нашего выбора и приложить больше усилий для достижения целей. Способ поведения Позитивное намерение Неуверенность Сомнения Сделать правильный выбор и приложить больше усилий для достижения цели
Так стоит ли прилагать вдвое и втрое больше усилий? Стоит ли преодолевать трудности, которые сами себе создаем? Если вам захотелось трудностей — возьмите рюкзак и идите в поход, в горы. И трудности получите, и массу удовольствия. Вы боитесь совершить ошибку, сделать что-то не так? Не стоит бояться этого. Любой результат — это просто результат. Он ни плох и ни хорош. Наши действия всегда правильны. По большому счету, не существует ни побед, ни поражений, ни ошибок. Прекратите играть в игру хорошо - плохо, лучше - хуже. Мы всю жизнь учимся. На своих или чужих ошибках. Любая ситуация может научить нас чему-то позитивному. Так стоит ли заранее предсказывать события? Научитесь воспринимать неудачи как уроки, как средство обратной связи, а препятствия на своем пути — как возможность попробовать что-то новое. Измените свое отношение к сомнениям! Воспринимайте их как союзников. Я предлагаю вам посмотреть на СОМНЕНИЕ с необычной точки зрения. Давайте подумаем с вами вот о чем. В течение длительного времени (с момента рождения) в наше подсознание внедрялись определенные стереотипы мышления, которые заставляли вас действовать тем или иным образом. Например, вы много раз слышали о том, что рак — болезнь неизлечимая. Это говорят многие врачи, потому что их так учили. Об этом пишут в учебниках и газетах, говорят по телевизору и радио. Это значит, что мысль эта глубоко сидит в вашем подсознании. И вдруг вы решили изменить свои мысли и действовать по-другому. Вы составляете другую мыслеформу: «Рак — болезнь излечимая, если я беру на себя ответственность за ее возникновение и излечение, а не перекладываю ее на внешние факторы и на врачей. Если для ее излечения я устраняю подсознательные причины и подключаю внутренние ресурсы, которые неисчерпаемы». Вот тут вам на помощь приходит СОМНЕНИЕ. Оно сообщает вам, что в подсознании записана другая информация. СОМНЕНИЕ охраняет ваши старые убеждения. Оно буквально переспрашивает вас: «Уверены ли вы, что хотите заменить старые мыслеформы на новые?» Это похоже на то, когда компьютер переспрашивает вас: «Действительно ли вы хотите стереть старую информацию?» И вот тут у вас есть выбор. Вы можете вернуться к старым убеждениям, и тогда ничего не изменится, или подтвердить правильность новых мыслеформ. СОМНЕНИЕ — это ваш союзник, который заботится о правильности вашего выбора.
Когда я избавлялся от неуверенности и сомнений, то думал о предстоящих событиях так: «Любой результат моих действий — это всегда правильный результат, который помогает мне совершить дальнейшие правильные действия. От любых ситуаций в жизни я получаю удовольствие и важные позитивные уроки». Чтобы избавиться от неуверенности и сомнений нужно брать все в своей жизни в свои руки. То есть брать на себя ответственность. Если вы хотите достичь какой-то цели, то сформулируйте правильно намерение (об этом речь пойдет в следующей книге), расслабьтесь и успокойтесь. То, что вам необходимо, обязательно придет к вам в самое подходящее время и в нужном месте. Обрести уверенность очень просто. Уверенность — это производная от веры в себя. Мир, в котором вы живете, — ЭТо ваш мир, вы его создаете. А потому то, что вы хотите получить в своем мире, обязательно происходит. «Да воздастся каждому по вере его!» Верить в себя или не верить — это вопрос выбора. Если вы выбираете не верить, то порождаете неуверенность и сомнения в своей жизни. А если делаете выбор в пользу веры, то обретаете внутреннюю силу. Вера придает вашим намерениям, и вашим действиям, и всей вашей жизни необходимую типу и направление. Вера, Надежда, Любовь — это три добродетели, три составляющих успеха в вашей жизни.
Уже много лет моя главная проблема — как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке. Виктор Пелевин
УПРАЖНЕНИЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЕГО СЦЕНАРИЯ Сны, фантазии, сказки и детские рассказы, - все это может послужить ключом к нашему сценарию. Вот несколько упражнений с использованием этих средств.
Выполняя эти упражнения, дайте полную свободу своему воображению. Не думайте о том, зачем они нужны и что означают. Не пытайтесь что-то отсеивать или придумывать. Просто принимайте первые же образы, которые вам являются, и чувства, которыми они, возможно, сопровождаются. Проинтерпретировать и разобраться в них вы сможете позже. Возможно, выполняя эти упражнения вы начнете испытывать сильные эмоции. Это будут детские чувства, которые выходят на поверхность вместе с вашими сценарными воспоминаниями. Если у вас и в самом деле возникнут такие переживания, вы в любой момент можете решить, продолжать ли выполнение упражнения или прекратить его. В последнем случае сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете в окружающей вас обстановке. Скажите себе (или своему партнеру), что это за предмет, какого он цвета и для чего используется. Подумайте о какой-нибудь заурядной взрослой теме, например, что у вас будет на обед или когда вам нужно появиться на работе. Герой или героиня Кто ваш любимый герой? Это может быть персонаж детской сказки. Возможно, это герой или героиня пьесы, книги или фильма. Это может быть также реальный человек.
Возьмите первого персонажа, который пришел вам в голову.
Включите магнитофон на запись и/или записывайте. Станьте этим персонажем. Рассказывайте о себе столько, сколько вам хочется. Используйте при этом слово "я".
Предположим, например, что мой герой - Супермен. Я могу начать свой рассказ так:
"Я Супермен. Моя задача - помогать людям в трудную минуту. Я прилетаю неизвестно откуда, свершаю всякие чудеса, а потом исчезаю опять. Никто не знает, что я Супермен, так как я маскируюсь..."
Каким бы ни был ваш персонаж, приступайте к работе: становитесь ним или ею и рассказывайте о себе.
Сказка или басня
Другой вариант первого упражнения состоит в том, чтобы рассказать сказку или басню. Опять выберите то, что вам нравится, - лучше всего первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, классический миф, что угодно.
Вы можете начать так: "Когда-то давным-давно жила одна красавица, которую усыпила на долгие годы злая мачеха. Она лежала в усыпальнице, скрытой в глубинах замка. Вокруг замка была колючая живая изгородь. Многие короли и принцы приходили посмотреть на красавицу, но не в силах были пробраться сквозь эту изгородь..."
Чтобы извлечь из рассказа максимальную пользу, вы можете расширить его и стать каждым из упоминаемых в нем персонажей или предметов. При этом всякий раз рассказывайте о себе. Так, в приведенном выше рассказе вы могли бы стать девушкой, мачехой, усыпальницей, замком, одним из принцев или изгородью.
Представив себя изгородью, вы могли бы сказать: "Я живая изгородь. Я крепкая, густая и колючая. Я ощетинилась колючками, так что люди не могут через меня пробраться. Моя задача состоит в том, чтобы охранять девушку, которая спит внутри меня..."
Предмет в комнате
Осмотрите комнату, в которой вы находитесь. Выберете какой-нибудь предмет. Лучше всего подойдет тот, на который ваш взгляд упадет в первую очередь. Теперь станьте этим предметом и расскажите о себе.
Например: "Я дверь. Я тяжелая, прямоугольная и деревянная. Иногда я встаю у людей на пути. Но когда я это делаю, они просто толкают меня..."
Чтобы повысить эффективность упражнения, попросите партнера поговорить с вами, как с соответствующим предметом. Партнеру не следует интерпретировать то, что вы говорите. Он должен просто разговаривать с вами, словно вы дверь, камин и т.д. Например:
"Я дверь. Когда я стою у людей на пути, они толкают меня". - "Дверь, что ты чувствуешь, когда люди толкают тебя?" - "Я сержусь. Но я дверь и не могу говорить. Я просто позволяю им делать это". - "Вот оно что. А ты не хотела бы что-нибудь изменить, чтобы чувствовать себя лучше?"
Сценарий как "магическое решение" Сценарий предлагает магическое решение основного вопроса, который остался не решен в детстве: как добиться безусловной любви и принятия. Нам довольно трудно избавиться от такого рода магических представлений во взрослом возрасте, так как в детстве мы часто отождествляли себя со сказочными персонажами и в нашей фантазии запечатлелось, что если мы сможем уподобить ход своей жизни сказке, то в конце ее также сможем "с тех пор жить счастливо".
Проблема, однако, состоит в том, что сказки вводят детей в заблуждение. Они учат, что если ты хочешь, чтобы с тобой случилось что-то хорошее, нужно сперва заслужить это, побывав в роли достаточно серьезной жертвы.
Например, если вы хотите выйти замуж за принца, перед вами открывается ряд любопытных возможностей. Вы можете тяжко работать, страдая от унижений, а затем сидеть в золе и плакать, ожидая, пока ваша бабушка-фея не соизволит явиться и отправить вас на бал. Или вы можете съесть отравленное яблоко, или уколоть палец об отравленное веретено, а затем ждать, пока не соизволит явиться какой-нибудь парень, который не прочь целовать мертвых женщин. Или вы можете быть заключены в башню, отращивать длинные волосы и ждать, чтобы явился некто, занятый поиском женщин, изолированных от общества. Вы также можете заняться целованием жаб или попытками превращать чудовищ в принцев.
Если вы хотите жениться на принцессе, перед вами открываются не менее привлекательные возможности. Вы можете заняться целованием мертвых женщин или поиском женщин в местах лишения свободы. Вы также можете попытаться искать женщин, которые от вас удирают или ведут себя подобно жабам или чудовищам. Если вы хотите в конце концов добиться успеха и ладно выглядеть, для начала вам следует стать уродом, и чтобы над вами все смеялись.
Положительное значение сказок состоит в том, что они дают детям ощущение власти и контроля над своей жизнью, когда те ощущают свою полнейшую беспомощность. Они предлагают магическое решение проблемы, которое на самом деле не работает; но эта вера в магию позволяет ребенку по крайней мере выжить в ситуации, которая в противном случае представлялась бы ему совершенно безнадежной.
Указания и оценочные определения Сценарные послания могут иметь форму прямых указаний: "Не мешай! Делай, что тебе говорят! Марш отсюда! Поторопись! Не капризничай! Если с первого раза не вышло, пробуй еще, еще и еще!" Большинство родителей засыпают своих детей сотнями подобных указаний. Сценарный потенциал такого рода посланий будет зависеть от частоты их повторения и сопутствующих им невербальных сигналов.
В других случаях ребенку могут говорить не что он должен делать, а что он собой представляет. Такие послания называются оценочными определениями:
"Балбес!" "Ты моя маленькая девочка!" "Ты кончишь в тюрьме." "Тебе это не по силам." "Ты хорошо читаешь!".
Все это примеры оценочных определений, сообщаемых непосредственно ребенку. Их содержание может быть положительным или отрицательным. Их сценарный потенциал, как и во всех остальных случаях, зависит от сопутствующих невербальных сигналов. Резко произнесенное и сопровождаемое шлепком оценочное определение "Балбес!" передает сценарное послание, отличное от того же определения, произнесенного спокойным голосом, с улыбкой и ласковым похлопыванием по плечу.
Иногда оценочные определения могут даваться косвенно. Это происходит в случаях, когда родитель говорит с кем-то о своем ребенке в его присутствии, или когда ребенок впоследствии узнает о таком разговоре.
"Это спокойный ребенок." "Джил такая умница!" "Ты же знаешь, он слабенький мальчик." "Нас беспокоит, что она такая испорченная." "Отец говорит, что от тебя житья нет."
Именно такого рода косвенные оценочные определения чаще всего воспринимаются ребенком как сильные сценарные послания. Родители в его глазах управляют реальностью. И когда ребенок слышит, как они сообщают другим людям, каков он, он принимает их слова за чистую монету, полагая, что так оно и есть. Травматическое событие и повторяющиеся послания Ребенок может принять главное сценарное решение в ответ на единичное событие, в котором он усматривает особую угрозу. Скажем, маленькая девочка стала жертвой сексуального насилия со стороны отца. Она может воспринять этот единичный эпизод как сверхмощное сценарное послание и решить: "Я никогда больше не буду доверять мужчинам". Период разлуки с матерью в раннем детстве нередко становится поводом для невербальных решений типа: "Я никому не могу доверять" или "Люди хотят, чтобы я умер". Некоторые терапевты, практикующие ТА, считают, что сильное влияние на сценарные решения ребенка оказывает и такое единичное травматическое событие, как его появление на свет.
Однако чаще сценарные решения принимаются не сразу, а по истечении некоторого периода, в ответ на какие-то постоянно повторяющиеся послания. Скажем, младенец тянется к Маме, а она отворачивается от него. Он тянется вновь, и опять на находит взаимности. Лишь после того, как это повторится много раз, он может прийти к выводу: "Мама не хочет, чтобы я к ней прикасался". Маленькому мальчику, который услышал определение "это стеснительный ребенок", возможно, потребуется слышать эту фразу вновь и вновь на протяжении месяцев и лет, прежде чем он твердо решит, что он и в самом деле стеснительный. Подражание Маленькие дети внимательно наблюдают за тем, как ведут себя другие люди. Особо они отмечают, как общаются между собой Папа и Мама, а также как они относятся к другим членам семьи. С помощью стратегий Маленького Профессора ребенок постоянно пытается получить ответ на вопрос: "Как мне лучше всего добиться того, что я хочу?"
Возможно, маленькая девочка замечает: если Мама хочет что-то от Папы, то чтобы добиться своего она сперва затевает ссору, а затем плачет. Ребенок делает для себя выводу: "Чтобы получить от людей, особенно от мужчин, то, что я хочу, мне нужно сперва с ними поругаться, а затем расплакаться".
Допустим, у маленького мальчика был брат, который умер. Он отмечает, что его родители каждую неделю носят цветы на кладбище. У них почти все время печальный вид и, похоже, они больше думают о том сыне, который умер, чем о том, который еще жив. Ребенок делает вывод: "Все внимание достается мертвым". Он еще не понимает, подобно взрослому, что смерть - это конец. Поэтому может решить: "Чтобы родители были внимательны ко мне так, как я хочу, мне надо умереть, как это сделал мой брат".
МАТРИЦА СЦЕНАРИЯ
Предписания ("контрзапреты") Предписания состоят из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Все мы получаем тысячи подобных предписаний от родителей и родительских фигур. Вот несколько типичных предписаний:
"Веди себя прилично!" "Не капризничай!" "Будь хорошей девочкой!" "Много работай!" "Ты должен быть лучшим в классе!" "Врать плохо." "Не выноси сор из избы."
Мы используем наш контрсценарий большей частью в положительном ключе, облегчая с его помощью себе жизнь и благополучно вписываясь в общество. Взрослыми людьми нам не нужно думать, прилично ли будет отрыгивать за столом или бросать объедки через плечо; знание об этом уже заложено в нашем положительном контрсценарии. Подобным же образом мы не перебегаем дорогу перед идущим транспортом и не суем руки в огонь.
Тем не менее, у большинства из нас есть несколько контрсценарных посланий, которые мы решили использовать в составе отрицательного сценария. Предположим, в уме у меня крутится Родительское предписание: "Много работай!" Я могу следовать ему, чтобы преуспеть в школе и институте. Я могу продолжать много работать и в своей профессиональной сфере, достигнув благодаря этому высокого положения. Однако благодаря этому предписанию я могу также "сгореть на работе". Ради работы я могу пожертвовать отдыхом, здоровьем и друзьями. Если у меня роковой сценарий, я могу использовать предписание "много работай" для приближения развязки в форме язвы желудка, высокого давления или сердечного приступа.
Существуют пять предписаний, которые играют в контрсценарии особую роль. Вот они:
Они называются директивными посланиями или просто директивами (досл. "драйверами", "тем, что ведет" - прим. пер.). Термин "директива" используется потому, что ребенок ощущает настоятельную необходимость следовать этим предписаниям. Он убежден, что пока руководствуется директивой, он ОК. Упомянутые пять посланий входят в контрсценарий каждого человека, но в разных пропорциях. Программа Программа состоит из посланий о том, как делать то или иное. При заполнении матрицы сценария мы начинаем эти послания со слов "вот как..." Каждый из нас усвоил тысячи таких программных посланий от родителей и родительских фигур. Например, "Вот как...
считают до 10 пишется твое имя делают кашу завязывают шнурки ведет себя мужчина (женщина) понравиться стать первым учеником в классе скрывать свои чувства".
Как и в случае контрсценария, большую часть наших программных посланий мы используем в конструктивном, положительном ключе. Но мы можем нести в себе также какие-то отрицательные программы. Например, мальчик может научиться, подражая отцу, "как трудиться в поте лица, надорваться и умереть молодым". Маленькая девочка может научиться у матери, "как не давать волю чувствам и прожить остаток своих дней в глубокой депрессии."
ДВЕНАДЦАТЬ ЗАПРЕТОВ
Не Живи (Не Существуй) Если вы подумывали когда-нибудь о самоубийстве, то скорее всего ваши сценарные послания включают в себя этот запрет на существование. Это вероятно и в том случае, если вы когда-либо ощущали себя никчемным, бесполезным или недостойным любви существом.
Возможно, вы припоминаете, как кто-то из родителей когда-то говорил вам нечто вроде "я убью тебя за это!" или "лучше б ты на свет не появлялся!" Воспоминание о таких вербальных посланиях может служить подтверждением присутствия в вас данного запрета, однако основное его содержание было усвоено благодаря невербальными сигналами в более раннем возрасте.
Зачем родители запрещают жить собственному ребенку? Как правило, это происходит потому, что родитель в состоянии Ребенка чувствует, что ребенок чем-то обделяет его или угрожает ему. Предположим, молодой человек женился и стал отцом. Видя, что жена отдает большую часть сил и внимания новорожденному, отец может оказаться заброшенным резинкой в детство. Не подозревая об этом, он вновь испытывает то, что испытывал в возрасте двух лет, когда в семье появился новый ребенок. В двухлетнем возрасте он очень боялся, что ему больше никогда не будут уделять достаточно внимания. Как он мог вернуть себе Мамину любовь? По-видимому, единственно возможный шанс для себя он усматривал в смерти младенца. Теперь, будучи взрослым, он может невербально проявлять те же убийственные тенденции по отношению к собственному ребенку.
Или, скажем, у женщины уже есть несколько детей и больше иметь их она не хочет. Под давлением семьи или "случайно" она все же рожает еще одного. Ее внутренний Ребенок кричит: "Нет! Больше не надо! Хочу, чтобы теперь уделяли внимание моим нуждам!" Скорее всего она будет подавлять гнев своего Ребенка, не признаваясь в ней даже самой себе. Тем не менее, она сообщает младенцу о своем неприятии окольными путями. Возможно, она делает все необходимое для удовлетворения его физических нужд, но никогда ему не улыбается и редко с ним разговаривает.
В случаях, когда родитель оскорбляет ребенка или бьет его, послание "не живи" передается открыто.
При анализе сценария запрет на жизнь обнаруживается довольно часто. Учитывая его возможные смертельные последствия, это может показаться странным. Но вспомним, что младенец легко усматривает угрозу смерти и в тех поведенческих проявлениях родителей или внешних событиях, которые взрослому представляются совершенно безобидными. Вспомним также, что малое дитя может путать действия с побуждениями к действию. Скажем, желая смерти своему брату, ребенок решил: "Я убийца и заслуживаю смерти". То есть наложил на себя данный запрет сам.
То же может произойти, если мать неявно сообщит ребенку: "Своим рождением ты причинил мне ужасную рану". (Берн называл это "Сценарием с Разорванной Мамой".) В результате ребенок может решить: "Я покалечил или даже убил Маму тем, что родился. Следовательно, я представляю опасность для людей, так как могу покалечить или убить их уже одним своим присутствием. Значит, я сам заслуживаю того, чтобы меня покалечили или убили".
Ребенок может слышать от родителей и такие высказывания: "Если бы не ты, я мог бы закончить институт, отправиться путешествовать, выйти замуж за приличного человека..."
Поскольку запрет на жизнь налагается сплошь и рядом, почему большинство людей не кончают жизнь самоубийством? К счастью, люди в высшей степени изобретательны по части поводов остаться в живых. Ребенок, который несет в себе запрет на жизнь, как правило очень рано принимает компромиссные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Это решения типа: "Я вполне могу жить и дальше до тех пор, пока..." Многоточие может быть заполнено чем угодно, например: "... буду много работать" или "... не буду сближаться с людьми". Более подробно мы рассмотрим компромиссные решения в конце главы. Не Будь Собой Этот запрет может налагаться на ребенка родителями, у которых родился мальчик, а они хотели девочку или наоборот. Невербально они сообщают ему: "Не будь лицом своего пола". Это может выразиться в выборе имени: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика - женским. Родители могут одевать девочку "под сорванца", а мальчика рядить в кружевные воротнички с бантами. Во взрослой жизни человек с таким запретом может продолжать носить одежду и культивировать манеры, свойственные лицам противоположного пола.
Запрет быть собой может иметь более общий характер и означать просто "не будь собой, будь каким-то другим ребенком". Родители могут предпочитать младшего ребенка старшему или брата сестре. Мать, которая не принимает свое дитя, может постоянно сравнивать его с другими детьми: "Маленький Джонни уже катается на двухколесном велосипеде - какой умница! А ведь он на год младше тебя". В данном случае у матери может быть некий образ "идеального ребенка", которого она хотела бы иметь. Поэтому она положительно реагирует лишь на те проявления своего действительного ребенка, которые напоминают ей этот образ, а к остальным относится пренебрежительно.
Родители также могут делать замечания вроде того, что "ты совсем как неудачник дядя Гарри". Соответственно, чем больше ребенок напоминает своим поведением дядю Гарри, тем больше поглаживаний получает. Не Будь Ребенком Это еще один запрет, налагаемый родителями, которые в состоянии Ребенка ощущают угрозу со стороны собственного младенца. Но вместо того, чтобы желать избавиться от этого младенца непосредственно, Ребенок в родителе говорит: "Здесь есть место только для одного малыша, и этот малыш - я. Тем не менее я согласен терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребенок". В дальнейшем это может выражаться в таких вербальных посланиях: "Ты уже большой, чтобы..." или "Большие мальчики не плачут".
Запрет быть ребенком налагают и такие родители, которым в детстве самим не разрешали вести себя по-детски, и которые поэтому чувствуют угрозу в детском поведении. Они могли воспитываться в строгих семьях, где мерилом ценности человека были лишь конкретные дела и поступки.
Иногда этот запрет налагают на себя старшие или единственные в семье дети. Наблюдая перебранку между Папой и Мамой, единственный ребенок может решить: "Никого, кроме меня, поблизости нет. Значит, конфликт возник из-за меня. Следовательно, мне нужно что-то с ним делать. Надо бы поскорее вырасти, чтобы я мог с этим справиться". Точно так же старшие дети могут решить, что они отвечают за своих младших сестер и братьев.
Если вы чувствуете себя в отношениях с детьми неуютно, то, возможно, несете в себе запрет быть ребенком. Это может оказаться верным и в том случае, если вы ведете себя скованно на вечеринках и в тому подобных ситуациях взрослого досуга. Иногда в качестве вариантов запрета "Не Будь Ребенком" упоминаются "Не Радуйся" и "Не Веселись". Разумеется, чтобы радоваться или веселиться нам не обязательно находиться в состоянии Ребенка. Но если ребенком вы решили, что радуются и веселятся только дети, а вам надлежит быть серьезным маленьким взрослым, то можете цепляться теперь резинкой за это детское решение всякий раз, когда вам представляется возможность повеселиться.
В некоторых семьях ребенка, если он слишком весел, могут называть лентяем или греховодником. Здесь могут бытовать магические верования в то, что если тебе очень хорошо, наверняка случится что-то нехорошее. Соответственно, магическое средство отвращенья зла состоит в том, чтобы чувствовать себя не очень хорошо. Не Взрослей Нередко этот запрет налагается на младшего ребенка в семье. Родители в состоянии Ребенка могут сопротивляться тому, чтобы в семье не осталось никого маленького. Возможно, они усматривают свою ценность лишь в своей способности быть хорошим отцом или матерью. Если их дитя вырастет, они лишатся ощущения собственной значимости. И наоборот, этот запрет может налагаться родителями, которые сами так и не стали взрослыми. Они хотят, чтобы ребенок оставался их маленьким "товарищем по играм".
Иногда запрет "Не Взрослей" воспринимается как "Не Покидай Меня". Женщина средних лет, которая посвятила себя уходу за вечно недовольной ею матерью преклонного возраста, может нести в себе запрет такого рода.
Другим вариантом запрета на взросление служит запрет на сексуальность. Нередко такой запрет налагается отцом на дочь в детском возрасте, когда тело ее начинает обретать явно женские черты. В состоянии Ребенка отец испуган своим сексуальным откликом на нее. Он посылает ей невербальные сигналы физического отстранения, которые могут быть восприняты маленькой девочкой как запрет взрослеть и становиться сексуально привлекательной женщиной. Не Достигни Этого Этот запрет налагает родитель, который в состоянии Ребенка ревниво относится к достижениям сына или дочери. Предположим, отец вырос в бедной семье. Он вынужден был работать с пятнадцати лет и не имел возможности учиться в институте. Теперь, в результате его многолетнего труда он и его дети достигли материального благополучия. Он платит за то, что его дочь ходит в престижную школу, после окончания которой сможет поступить в университет.
Видя достижения дочери, отец может гордиться ею как родитель. Однако в состоянии Ребенка он, сам того не сознавая, испытывает черную зависть к открывающимся перед дочерью перспективам, которых у него никогда не было. Что, если она и в самом деле преуспеет в учебе? Не докажет ли это, что она лучше его? Отец может невербально запретить ей достичь этого, хотя на поверхностном уровне заставляет хорошо учиться.
Школьник, который принял сценарное решение подчиниться запрету "Не Достигни Этого", обычно хорошо учится в школе и старательно выполняет все задания. Но когда дело доходит до экзаменов он, как правило, находит какой-то способ перечеркнуть свои усилия. Он может переволноваться и сбежать с экзамена. Он может "забыть" сдать какую-то важную работу. Он может даже заработать нервный срыв или обнаружить, что не может читать. Нельзя (Не Делай Ничего) Всеобъемлющее послание "Нельзя!" означает: "Ничего не делай, так как все, за что бы ты ни взялся, настолько опасно, что лучше вообще ничего не делать". Если человек во взрослой жизни никак не решит, что ему делать, все время чувствуя при этом, что застрял в мертвой точке, и тем не менее ничего не предпринимая для входа из этой ситуации, вполне возможно, он несет в себе такое сценарное послание.
Запрет "Нельзя!" налагается родителем, который в состоянии Ребенка испытывает ужас от мысли, что его дитя причинит себе вред, если будет делать что-то вне родительской опеки. Основанием для этого ужаса служит собственный сценарий родителя, а не объективная действительность. Такой родитель может сказать, например: "Джонни, пойди посмотри, что там делает твоя младшая сестра, и скажи ей, чтобы она этого не делала". Не Высовывайся Люди, которые несут в себе такое послание, панически боятся брать на себя какую-либо ведущую роль. Они "проглатывают язык", когда их просят выступить на собрании. На работе они могут прекрасно зарекомендовать себя на подчиненной должности, но никогда не добиваются при этом продвижения по службе или уклоняются от него. Другой вариант этого запрета - "Не Проси Того, Что Ты Хочешь".
Это еще одно сценарное послание, обусловленное родительским импульсом неприятия ребенка. Родитель в состоянии Ребенка невербально дает ему знать: "Я буду терпеть твое присутствие, малыш, до тех пор, пока ты понимаешь, что ты и твои желания здесь ровно ничего не значат". Не Связывайся Индийский государственный деятель Пандит Неру говорил: "Когда я среди европейцев, я чувствую себя индусом. Когда я среди индусов, я чувствую себя европейцем". Не исключено, что родители Неру наложили на него запрет "Не Связывайся". Подчиняясь этому запрету, человек чувствует себя "посторонним" в любых группах, и его скорее всего будут считать "нелюдимым" и "необщительным".
Это послание может передаваться в форме определения, когда родители постоянно говорят ребенку, что он "замкнутый", "трудный" или "не такой, как все дети". Последнее может быть связано с укорами ("белая ворона") или подчеркиваться в качестве положительного признака "исключительности", "необыкновенности". Кроме того, этот запрет может быть усвоен также путем подражания социальной замкнутости родителей. Не Будь Близким Это может предполагать запрет на физическую близость. Часто такой запрет усваивается путем подражания родителям, которые редко прикасаются друг к другу или к ребенку. Другая форма данного запрета - "Не Будь Эмоционально Близким". Это послание может передаваться из поколения в поколение в семьях, где не принято говорить о своих чувствах.
Ребенок может сам наложить на себя запрет "Не Будь Близким" в ответ на постоянный отказ родителя от физического контакта. Ребенок может тянуться к родителю опять и опять, вновь и вновь не встречая взаимности. В конце концов он может решить, что желанная близость не стоит боли отверженности.
Вариантом запрета на близость служит сценарное послание "Не Доверяй". Иногда таким посланием для ребенка служит внезапный уход или смерть родителя. Будучи не в состоянии понять подлинные причины исчезновения родителя, младенец может прийти к выводу: "Больше никогда никому не поверю, что он в случае необходимости окажется рядом". Запрет "Не Доверяй" может быть усвоен и в тех случаях, когда родитель оскорбляет, пытается обмануть или использовать ребенка в своих целях. Ребенок решает: "Чтобы оградить себя от этого, буду держаться от тебя подальше".
Следуя подобным решениям во взрослой жизни, такой человек может быть неизменно подозрительным к окружающим его людям. Даже если они тепло к нему относятся и полностью принимают, он все равно будет пытаться отыскать в этом отношении какие-то признаки неприятия. Если другой человек отказывается отвергать его, он может подвергнуть эти отношения "испытанию вплоть до разрушения", после чего сказать: "Я же говорил!" Не Будь Здоров (Не Будь Психически Здоров) Представим, что Папа и Мама занятые люди, которые целый день пропадают на работе. Они любят свою дочь, но когда вечером возвращаются домой, у не в силах уделять ей достаточно внимания.
Затем дочь заболела и не смогла посещать детский сад. Мама остается дома, чтобы ухаживать за ней. Папа делает то, чего раньше почти никогда не делал, - он читает ей сказки перед сном.
В своем проницательном Маленьком Профессоре девочка делает вывод: "Чтобы получать необходимое мне внимание, я должна болеть". Сами того не ведая, родители налагают на нее запрет быть здоровой. Если она подчинится ему во взрослой жизни, то, возможно, будет применять сценарную стратегию недомогания, когда в отношениях с людьми или на работе у нее будет что-то не ладиться.
Иногда запрет быть здоровым налагается с помощью определений, постоянно повторяемых родителями родственникам и соседям: "Вы же знаете, это слабый, болезненный ребенок".
Вариант данного запрета "Не Будь Психически Здоров" нередко усваивается путем подражания родителю или родственнику, страдающему каким-то психическим расстройством. Кроме того, ребенку могло удаваться обратить на себя внимание лишь в том случае, если он вел себя достаточно безумно. Этот запрет может усиливаться негласными правилами фамильной "эстафеты безумия". Не Думай Запрет "Не Думай" может налагаться родителем, который постоянно унижает способность ребенка мыслить. Маленький Джеймс с гордостью показывает Папе свою первую попытку написать собственное имя. Отец презрительно хмыкает: "Хм, грамотей нашелся." Иногда запрет думать усваивается путем подражания, скажем, истеричной матери, наблюдая которую дочь приходит к выводу: "Когда женщины хотят чего-то добиться от мужчин, они отключают мышление и отдаются чувствам". Запрет думать может означать также: "Думай о чем угодно на свете, только не о том, с чем имеешь дело в настоящий момент".
Следуя запрету "Не Думай", взрослый человек как правило теряется перед лицом проблем или сокрушается по их поводу вместо того, чтобы думать над их разрешением.
Два других варианта запрета думать: "Не думай о Х" (где Х может означать секс, деньги и т.д.) и "Не думай то, что ты думаешь, - думай то, что я думаю". Не Чувствуй тот запрет может налагаться родителями, которые сами подавляют свои чувства. Существуют семьи, где запрещено любое проявление чувств. Но чаще какие-то чувства разрешаются, а какие-то запрещаются. Поэтому запрет чувствовать может интерпретироваться как "Не чувствуй гнев", "Не чувствуй страх" и так далее.
Иногда это послание может быть прочитано как "Чувствуй, но не показывай этого". Другие дети сталкиваются с более жестким запретом, обязывающим их вообще не испытывать каких-то конкретных эмоций. Маленьких мальчиков, например, постоянно наставляют: "Большие мальчики не плачут" или "Будь храбрым, как солдат!" Эти лозунги переводятся как "Не испытывай чувство печали" и "Не испытывай чувство страха".
В некоторых семьях послание "Не Чувствуй" означает "Не испытывай физических ощущений". Нередко такой запрет налагается в раннем детстве. Если он достаточно силен, то может стать источником серьезных проблем во взрослой жизни. Например, у ребенка, обязанного не испытывать чувство голода, впоследствии могут развиться пищевые расстройства. По мнению ряда терапевтов, практикующих ТА, послание "Не испытывай ощущений" лежит в основе некоторых психозов.
Еще один вариант этого запрета: "Не чувствуй то, что ты чувствуешь, - чувствуй то, что я чувствую". При этом мать может говорить сыну: "Я проголодалась. Что будешь кушать?" или "Что-то мне холодно, пойди одень свитер".
СОСТАВЛЕНИЕ МАТРИЦЫ СВОЕГО СЦЕНАРИЯ
Возьмите большой лист бумаги. Вы сможете вписывать в нее сценарные послания, полученные от своих родителей.
Этот самоанализ - не упражнение в строгом смысле слова. Он не рассчитан также на получение каких-то раз и навсегда данных ответов. Матрицу своего сценария следует рассматривать как важный источник информации о своем прошлом. Она предоставляет вам карту путей, следуя которыми вы можете изменить свое будущее. По мере поступления новой информации матрица, как и любая карта, может быть пересмотрена и дополнена. И, подобно карте, она может меняться по мере того, как новые дороги строятся и расширяются, а старые стираются с лица земли.
Работайте быстро и полагаясь на интуицию.
Запреты
Просмотрите список "двенадцати запретов". Продумайте, не испытывали ли вы когда-либо каких-то жизненных проблем или неудобств в связи с каждым из них. Отметьте запреты, которые по вашему мнению были для вас значимы. Внесите их в матрицу, увязав с родителем, от которого они исходили. Некоторые из них могли исходить от обоих родителей. Помните ли вы, как кто-то из них налагал на вас запрет собственным примером? Давал вам какие-то запретительные указания или определения? Если вы в чем-то сомневаетесь, обращайтесь к своей интуиции.
Указывая на матрице свои запреты, пользуйтесь общепринятыми наименованиями из списка Гулдингов. Если вы находите, что вам в каком-то случае больше подходит другой вариант наименования, укажите его в скобках после общепринятого. Например: "Не Будь Ребенком (Не Радуйся)".
Контрсценарий
Вспомните всякого рода лозунги и призывы делать то и не делать этого, которые вам в детстве часто повторяли родители. В каких случаях каждый из родителей был доволен вами? Сердился на вас? С помощью каких слов они давали вам знать, что довольны вами или недовольны? Что они советовали для того, чтобы вы могли достичь успеха в жизни и стать гордостью своей семьи?
Исходя из этого, внесите в матрицу свой контрсценарий. По всей видимости вам не составит труда определить, от кого из родителей исходило то или иное предписание. Прислушайтесь к голосу, который звучит у вас в голове. Если не можете определить, попробуйте просто догадаться. Иногда контрсценарий может исходить от других родственников, старших сестер и братьев или школьных учителей.
Программа
При заполнении матрицы сценария принято вносить в нее только отрицательную часть программы. (Чтобы записать все те тысячи положительных посланий "о том, как...", которые мы получили от родителей, не хватило бы никакого места.) Напомним, что отрицательная программа исходит от зараженного Взрослого родителя, хотя на схеме показывается, что она исходит просто из круга Взрослого.
Не послужил ли кто-либо из родителей для вас примером того, как достигать каких-то сценарных результатов? Часто один родитель показывает, как следовать запретам или контрзапретам, полученным от другого родителя. Например, Мама может сообщать вам: "Не Чувствуй", а Папа показывает: "Вот как подавлять свои чувства".
Впишите в матрицу свою отрицательную программу в виде ряда предложений, которые начинаются со слов "Вот как..." У некоторых людей в сценарии нет никаких явно отрицательных программных посланий. Если вы не можете их обнаружить, оставьте эту часть матрицы незаполненной.
Сны, фантазии и сказки
Теперь просмотрите материалы, полученные в ходе выполнения упражнений с использованием фантазии, сказок и снов. Эти материалы записывались в свободной форме по мере того, как вам что-то приходило в голову.
Имей совесть и делай что хочешь
Сообщение отредактировал Корат - Суббота, 13.11.2010, 13:36
sovaalika, Я прочитала и в принципе все это в подсознании есть и всплывает когда надо принять решение, НО... Это дурацкое "но". Я в детстве не дополучила любви от родителей (пусть они простят меня за эти слова) и сейчас, во взрослой жизни ищу человека который бы меня просто любил. Ведь когда у тебя есть осознание того, что тебя кто-то любит (имея себя в виду, я подразумеваю мужчину), то сил столько, что горы можешь свернуть. А когда находишься или в состоянии неуверенности или того хуже одиночества одними молитвами "сыт не будешь". Может я и не права или утрирую, но я пишу то, что чуствую сейчас. Конечно я рада, что могу изучать практики изменения жизни, чем в принципе и занимаюсь, поддерживает, окрыляет и не заменяет все-таки одного ласкового слова и прикосновения любимого человека. Что же тогда делать? ADDICTA FELICITATI!
ученица, А ВООБЩЕ МЫ ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВЫЕ! В НАШЕЙ ЖИЗНИ ПРИСУТСТВУЮТ МУЖЧИНЫ КОТОРЫЕ НАС ЛЮБЯТ ОТ ДУШИ.... НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО..... ПРИНИМАЯ ЛЮБУЮ И ТОЛСТУЮ И ХУДУЮ... И ЗЛУЮ И ДОБРУЮ.... - ЭТО НАШИ МАЛЬЧИШКИ-СЫНОЧКИ
богиня7363, Нуууу тут я даже очень согласна, поэтому я в скобках указала, что говорю про мужчину. А наши сыновья это просто чудо, на которе я смотрю и думаю,ну надо же, как здорово, что у меня есть этот человек. И однако все поспорю, что от физиологической природы не убежать. Дети это частички которые как звездочки. А мужчина,это как незнаю как описать словами, как физиологическая зарядка, что ли. Ребенок согревает душу, сердце. А остальное... ADDICTA FELICITATI!
ученица, а вы начните сама себе говорить эти ласковые слова... Поверьте что достойны их и что вы действительно такая... Пока есть недоверие к другим, Вселенная будет присылать вам тех, кто соответствует вашему мышлению, а именно тех, кто вас обманет... А потому тут один способ: начать с любви к самой себе... Уже много лет моя главная проблема — как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке. Виктор Пелевин