|
Волшебные существа
| |
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:25 | Сообщение # 151 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Когда Черт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Кликушами на Руси называли сумасшедших пророков и пророчиц, одержимых бесами. В отличие от блаженных и юродивых кликуши вели себя агрессивно, пугали людей страшными бедами, издавали звериные крики, в церкви они очень часто испытывали припадки эпилептического типа. Черти особенно опасны в «нечистых» местах и определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже - в полдень) или года (на святки и в канун праздника Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром: тогда черти призываются в заговорах, во время гаданий. Про девок и про черта (А. Афанасьев) «У одного старика вечером семь девок сидело. И надумали они погадать. Дело о святках было. Ну хорошо. Пошли на реку, рукава-то и обмочили; такое гаданье есть: намочит девка рукав али чулок да в мокром, не помолись, спать повалится, а суженой во сне присниться должен - придет сушить мокрое-то. Намочили, идут с реки, пришли в избу, молча за стол сели - говорить-то после этого до утра нельзя, не то все гаданье пропадет. Сели за стол, а старик-то догадливой был, взял семь крынок глиняных, да им всем головы и покрыл: своей дочери и всем подругам. Вдруг - дверь нараспашку - черт вбегает. Хвать с одной девки, хвать с другой, с третьей - у всех с голов крынки-то и посрывал. Да и как увидел, что не головы рвет, а крынки - и говорит: - Хитрой ты, старик, меня перехитрил. Кабы ты не покрыл им головы, - я бы всем им головы пооборвал. Стукнул дверью и ушел, С тех пор убоялись девки и гадать перестали». Охраняет от чертей ношение на шее нательного креста, крестное знамение, курение ладаном, строгая, праведная жизнь, молитва и, напротив, матерная брань - ее даже черти не выносят. My WebPage
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:26 | Сообщение # 152 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Нечистая сила (нечисть) Нечистью (нечистой силой) наши предки называли низших демонологических существ и духов. Были и другие названия - злые духи, черти, дьяволы, бесы и т. д. Все эти существа принадлежат к «отрицательному», «нечистому», «нездешнему», потустороннему миру (иногда более чётко - к аду, преисподней). По народным верованиям, нечистая сила создана самим Богом (из его отражения в воде, из плевка, из ангелов-отступников или согрешивших ангелов, изгнанных Богом с неба на землю и в преисподнюю) или Сатаной, создавшим в противоборстве с Богом свою армию нечисти. Существуют также поверья о том, что разного рода демонологические существа появляются из так называемых заложных покойников (некрещённых детей, самоубийц, умерших неестественной смертью), детей, проклятых родителями, людей, похищенных нечистью (лешим, водяным, русалками и т. д.), детей, рождённых от сношения с нечистой силой. Широко было распространено у славян верование, что Нечисть (дьявол, чёрт) может вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева. Нечисть вездесуща, однако её собственным пространством являются лишь нечистые места: пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота; перекрёстки, росстани дорог; мосты, границы сёл, полей; пещеры, ямы, все виды водоёмов, особенно водовороты, омуты; колодцы, сосуды с водой; нечистые деревья - верба, орех, груша и т. п.; подполья и чердаки, место за и под печью; баня, овины, хлев и т. д. Место обитания - один из главных признаков номинации нечистой силы: леший, боровой, лозатый, моховик, полевик, луговик, межник, водяной, омутник, вировник, болотник, зыбочник, веретник, травник, стоговой, дворовой, домовой, овинник, банник, амбарник, гуменник, хлебник, запечник, подпольник, голбешник и т.д.
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:26 | Сообщение # 153 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Нечисть имеет наибольшие возможности действия и наиболее опасна для людей в нечистое время года и суток; в т. н. некрещённые, или поганые дни рождественских святок, в ночь на Ивана Купалу, в полночь (глухую ночь) и полдень, после захода и до восхода солнца; в определённые, нечистые периоды жизненного цикла - от рождения до крещения, от родов до «ввода» в церковь и т. п. Для отдельных персонажей существуют свои особые периоды: для русалок — русальная (троицкая) неделя, для шуликунов (демоны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы и уходят назад под воду на Крещенье) - рождественские святки и т. д. Для внешнего облика нечистой силы характерна расплывчатость, многоликость, неопределённость и изменчивость, способность к перевоплощениям, выраженная у разных демонов по-разному. Так, для лешего характерна резкая изменчивость роста (то выше леса, то ниже травы), для русалки - устойчивый женский (реже детский) облик, для домового - антропоморфность или зооморфность и т. д. Наиболее распространён антропоморфный облик (в виде старика, старухи, женщины, девушки, мужчины, парня, ребёнка), однако с постоянно выраженным некоторым аномальным для человека (звериным) признаком; чаще всего это: остроголовость, рогатость, хвостатость, хромота, звериные ноги, когти, отвисшие груди, отсутствие спины, бескостность, большеголовость, волосатость, косматость, чёрный цвет шерсти и т. д. Антропоморфная нечисть отличается либо наготой, либо чёрной или белой одеждой с некоторыми характерными деталями: остроконечной шапкой, солдатским мундиром с яркими пуговицами и др. Нередко Нечистая сила принимает и зооморфный облик, как правило, небольших животных - ласка, белка, заяц, кошка, собака, свинья, мышь, лягушка, змея, рыба (чаще щука), сорока и др.
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:26 | Сообщение # 154 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Нечистая сила может появляться в виде неодушевлённых предметов и явлений: катящегося клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба, колеса, вихря и т. п. Кроме антропоморфного, зооморфного и предметного воплощения, нечисть может представляться бесплотной. К внешним признакам нечисти относятся также характерные аномальные (для человека) проявления: сиплый, громкий голос, шум, треск, гул, вой; скорость перемещения, стремительные вращательные движения, быстрые смены облика. Для отдельных персонажей характерны свои специфические формы поведения и образа жизни: черти пируют, пьют вино, играют в карты, женятся и устраивают свадьбы; русалки танцуют, поют, раскачиваются на деревьях, расчёсывают волосы и т. д.; леший пасёт волков, плетёт лапти, у него есть маленькие дети; домовой ухаживает за скотиной, предсказывает смерть и т. п. Отношение нечистой силы к людям неоднозначно: наряду со злокозненными демонами, коих большинство, есть и нейтрально настроенные, и даже доброхоты (например, леший может сообщить сверхзнание, научить знахарству; домовой может возлюбить скотину и ухаживать за ней и т. п.), но в целом люди относятся к нечистой силе со страхом. Даже упоминание о ней считается опасным, при необходимости назвать какого-нибудь демона плюют, крестятся, пользуются задабривающими или указательными названиями: тот, он, не наш, нежить, красавец, соседушко, хозяин, царь, господин, князь и т. п.; широко употребительны названия по родству и социальным отношениям: баба, матерь, дед, дядя, сестрицы, подруга, помощники, сотрудники, гость и т. д.
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:27 | Сообщение # 155 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Злокозненность нечистой силы по отношению к человеку проявляется в самых разных видах. Наиболее типичные действия: демоны пугают людей звуком (стуком, гулом, воем, треском), прикосновением (мохнатой лапы), давят во сне, душат человека, насылают бессонницу, щекочут до смерти; «водят» людей, сбивают их с пути, увлекая в чащобу или топь; учиняют беспорядок: переворачивают предметы, сдвигают их с места; навлекают на людей болезни (особенно душевные); искушают людей, смущают соблазнами, толкают на грех, побуждают к самоубийству, соблазняют женщин, похищают и обменивают детей, мучают скотину, отнимают молоко и т. д. Многие из этих действий являются специфическими функциями отдельных персонажей: леший «водит», сбивает с пути людей и скотину, домовой пугает стуком, прикосновением, русалка щекочет, упырь соблазняет женщин, богинки крадут и подменивают детей и т. д. Наименее специализированным (наиболее обобщённым) персонажем низшей мифологии у славян является чёрт, выступающий нередко как видовое понятие по отношению к остальным, частным персонажам: лешему, водяному, баннику, русалке и т. д. При этом, однако, чёрт- всегда воплощение злого начала. Страх перед кознями нечистой силы заставляет людей прежде всего избегать нечистых мест и нечистого времени, не купаться в реке до и после определенного времени, не ходить в лес и в поле в русальную неделю, не выходить из дома в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, заслонять в нужное время печь, окна, трубу, завешивать зеркало, а также совершать специальные действия - обереги: чтение молитвы, очерчивание круга нечистая сила боится крестного знамения, четных чисел, пения петуха. Применяются растения-обереги, особенно мак, полынь, крапива и др., железные кольца и режущие предметы. Люди иногда сознательно вступают в союз с Нечистой силой, например совершают гадания, для чего снимают с себя крест, идут на перекрёсток дорог, в баню или другие нечистые места; лечат с помощью заговоров, насылают порчу и т.п. Промежуточное положение между миром нечистой силы и миром людей занимают лица, знающиеся с нечистью, «продавшие душу чёрту», - ведьмы, колдуны, знахари и т. п. My WebPage
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:29 | Сообщение # 156 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| «Не смертная, так вынесет» Так рассуждали, имея в виду, что если болезнь, которой страдает больной, не та, от которой ему предназначено умереть, то он выздоровеет, хотя бы лежал при последнем издыхании. Воззрения наших предков приписывали происхождение болезней сверхъестественным и суеверным причинам. Религиозность нашего крестьянина и его глубокая вера в Бога, с одной стороны, и до сих пор еще сильная вера в лешего и черта - с другой, создали особую категорию причин болезней, в которой гораздо более места отводится второму началу, чем первому. Без сомнения это обстоятельство стоит в связи с представлением нашего народа о Божестве, как о существе кротком, милующем и прощающем, а не мстительном и карающем начале, способном посылать страдания людям лишь в исключительных случаях. Воле провидения приписывается, большею частью, появление эпидемических болезней, как Божие наказание и как кару за общий грех и неправду людей. «Многие славянские названия болезней заключают в себе понятие о карающем божестве: bogine — оспа, boza rana — язва, чума; bozj bic или boza moc — падучая, бешенство; boza ruka — паралич (чешск.). В зависимости от такого представления о происхождении болезней и теперь еще в некоторых местах про выздоравливающих говорят: «Бог простил». (Афанасьев) Иногда, впрочем, Бог посылает эти болезни и «любя». Уйти от них никто не может, и не избавит никакой доктор. Лишь в редких случаях, как Божие попущение, случаются отдельные заболевания, например, травматические повреждения, происходящие случайно и от неосторожности.
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:29 | Сообщение # 157 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| По верованиям, сохранившимся в некоторых местах, болезни живут между небом и землей, в доме из железа и стали, с медными дверями, 12 замками, наложенными на них от Бога печатями и с ключами у дьявола. Когда Господь прогневается на человека, то посылает ангела выпустить одну из болезней. Ангел прилетает к дому болезней и снимает печати, а дьявол отпирает дверь и выпускает одну из болезней. По указанию ангела, она является, поражает человека, которому назначено заболеть ею, и идет с ответом к Богу. После ответа ангел снова отводит ее в дом болезней, запирает двери и накладывает на них печати. Гораздо обширнее и разнообразнее участие в происхождении болезней нечистой силы, которая выступает на сцену, как только Бог отступается от грешников. В некоторых местах придерживаются такого убеждения, что болезни находятся в непосредственном распоряжении дьявола и проживают у него в аду. Иные признают дьявола даже как бы отцом всех болезней, обязанных ему безусловным повиновением и потому-то такие болезни, происходящие от чертей, и являются самыми трудными и неизлечимыми. Иногда нечистая сила в состоянии навести всякую болезнь, иногда только повальные болезни, иногда же роль ее ограничивается почти исключительно сферой психических и нервных заболеваний. «Беснование», «беснуется», слова для выражения известного психического состояния, пользуются и до сих пор. «Народные названия болезней свидетельствуют, что некоторые из них прежде прямо отождествлялись с нечистыми духами: стрел — черт и стрелы — колотье; чёмор -- дьявол и чемер — боли в животе, голове или поясните; худоба (сухотка), худая болезнь (сифилис) и худой - злой бес; черная немочь (паралич), черная смерть (мор) и черный - эпитет нечистого духа; лядеть, болеть (лядащий, бессильный) и ляд — черт (ну те к ляду!); ворогуша (лихорадка) и враг - ворог, дьявол».» (Афанасьев)
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
Реклама | |
|
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:30 | Сообщение # 158 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Болезни часто представлялись в образе живых существ. Мы подробно рассказывали о лихорадке – наиболее распространенном заболевании, вызываемой, по народным поверьям, воздействием на людей со стороны 12-ти сестер-лихорадок, дочерей Ирода. В виде безобразной женщины, с воловьими пузырями вместо глаз, представляется в некоторых местах оспа. На языке у нее яд: как только оближет кого языком, так тот сейчас и заболевает оспой. В некоторых местностях в виде живых существ представляются все поветрия. Переходя из «одного селения в другое, они заражают всю окрестность и появление их то здесь, то там и вызывает мор. Жители деревни в Пензенской губернии рассказывали, что несколько лет тому назад у них была повальная болезнь, пущенная в колодцы девкой, и многие видели, как по зорям приходила какая-то неизвестная девка, доставала из колодцев воду, нашептывала и выливала ее обратно в колодцы. Девку ловили, но она всегда исчезала, как дым. Особенно часто представляется в виде живого существа холера, и выражения - «холера идет, холера приближается» нередко нашим народом понимаются буквально. Иногда она представляется в виде безобразной женщины, иногда же принимает другие виды, начиная со скота и зверей и кончая человеком, иногда попом. Переходя с места на место, она поражает людей и идет более сумерками и ночью, чтобы быть незамеченною.
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:31 | Сообщение # 159 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Во время последней холерной эпидемии в некоторых местах видали женщину, летавшую даже по воздуху. Она рассыпала какие-то ядовитые семена, которые падали в колодцы, источники, реки, на огороды и пр. В деревне Крутой Владимирской губернии, где, в предупреждение холеры, было произведено опахивание, в предположении, что она не перейдет за магическую черту, в первые дни после этого передавали, что ночью «что-то белое подъезжало к селу, но, доехав до черты, повернуло назад». Это, правда, не помешало потом холере вырывать из среды крестьян этой деревни 27 человек. Толков было множество. Говорили, между прочим, что холер ходит целых пять - три бабы и два мужика. Потом распространился слух, что одну из холер убили. Дело, будто бы, происходило так: Ехал перед самым вечером один мужик по дороге, вдруг его кто-то окликает. - Стой, мужичок, подвези меня. Оглянулся мужик, видит, гонится за ним старуха, худая, слабая, зипунишка на ней изорванный, из под платка волосы треплются, смоклась вся. Жаль стало мужику старуху, остановил лошадь, посадил старуху к себе на телегу. - Ну, спасибо тебе, - говорит старуха, - услужил ты мне, услужу и я тебе. - Чем же ты мне услужишь, бабушка? - Да ведь я холера. Приду в деревню, пущу яд во все колодцы, кто из них напьется, тот и захворает: а ты бери на свою семью воду из реки, покуда хворость пройдет, туда я не буду яд пускать. Посмотрел мужик на старуху, а она черная, страшная, глаза, словно уголья, горят. Ну, думает, хорошо, что сказалась, угощу я тебя, старую ведьму. Привез ее к себе, водочки поднес, угостил. Улеглась она на печку, захрапела. Мужик взял топор, подкрался, хвать ее по шее, сразу голову отсек. Смотрит, а она вся начинена пузырьками с ядом. На другой день он с нею в волость. Осмотрели старуху и дали ему сто рублей награды». My WebPage
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:32 | Сообщение # 160 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Кумаха - Лихорадка Настоящим бичом русского народа, проживающего в равнинной и часто болотистой местности, при избытке растительности и неизвестности лекарств, была лихорадка. К лихорадочным заболеваниям относились многие (в том числе простудные) заболевания, связанные с ознобом и жаром. «Лихорадка - не матка: треплет, не жалеет», - говорили в народе. Лихорадка, представляемая крестьянами в виде женщины, которая «трясет» человека, обычно называется лихоманкой, весенницей, ворогушей, кумой, кумахой, кумушкой. Кума - иносказательно-уважительное обозначение лихорадки, которую опасаются разгневать или навлечь, произнося ее настоящее имя. Иногда зовут ее теткой, полагая, что если звать ее лихорадкой, то она осердится и, пожалуй, «затрясет». Миф о лихорадке общеизвестен, повсюду распространен и почти одинаков. По этому мифу лихорадка посылается на людей сатаною, имеющем в своем распоряжении 12 лихорадок, дочерей Ирода. Когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, тогда внезапно раскрылась земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат сатане и он посылает их мучить людей. Гораздо реже лихорадка считается дочерью не Ирода, а Каина, и потому-то она трясется, как Каин. Иногда лихорадки рисуются соблазнительной наружности женщинами, которые действуют на людей посредством чар и называются так потому, что уж очень «лихо радуются» страданиям больных.
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:32 | Сообщение # 161 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Но чаще всего это злые, худые, безобразные и простоволосые существа, в других случаях – древние старухи, которые ходят в лаптях, с палкою, и стучат по ночам в окно клюкою, кто отзовется на их стук, к тем они и «пристают». Живут они то на море, то в реках и болотах, а иногда в ущельях гор, или летают по воздуху. Во главе всех лихорадок стоит старшая, которая управляет всеми остальными и те исполняют ее приказания. Каждая из этих сестер, по выражению одной калужской знахарки, имеет «свой вкус». Одна отбивает от еды, другая гонит сон, третья сосет кровь, четвертая тянет жилы и пр. Или же, каждая из них терпит и сама то или другое страдание. Одна вечно дрожит от холода, другая постоянно мечется в жару, третья корчится от ломоты в костях и т. д. Почти всегда сестер лихорадок 12, но иногда их бывает от семи до семидесяти семи. В разных заговорах встречаются их имена, например, Трясея, Кашлея, Душлея, Сонлея, Синея, Пухлея, Секея, Ледея, Гнетея, Хрипуша, Глухея, Ломея, Желтея, Гледея, Авея, Немея, Огнея, Знобея, Дрожуха, Говоруха, Бесонниха, Невея, Сухота и т.п. В этих названиях отражены симптомы заболевания. Описания лихорадок в поверьях и заговорах обычно очень страшны и картинны. Например: «Мне есть имя Гнетея. Ложится у человека по у ребре, аки камень, задыхает, задохнуть не дает, с души сметывает...» Иногда они прямо накидываются на людей, кто только попадется им под руку, в других случаях называют по имени и нападают только на тех, кто отзовется на из зов, «забирают» и таких, кто сругнется не в час или напьется воды, не благословясь. Иногда они стараются передать болезнь через свой поцелуй, а иногда оборачиваются мухой или соринкой и попадают в пищу: кто не догадается их вынуть и проглотит, заболит лихорадкой.
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:33 | Сообщение # 162 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| В некоторых случаях можно «наспать» лихорадку, особенно тому, кто любит соснуть под вечер, весной. С крестьянской точки зрения девы-лихорадки особенно опасны в конце зимы и весной. В народном календаре отдельно отмечен день Тарасия-кумошника (10 марта). Начиная с этого дня нельзя спать днем, чтобы не «наспать кумоху». Если, увидев лихорадку, представившуюся женщиной, ударит наотмашь, то она «отстанет». Каждая из лихорадок чего-нибудь своего боится и каждую можно выжить известными средствами, действительными только против нее одной. «Отпугивали» лихорадку такими приемами. Больного приносили в баню, клали на стол и покрывали чем-нибудь белым; что проделывалось перед приступом, так как, когда «приходила лихорадка, она, по мнению крестьян, думала, что этот человек уже мертвый и уходила». Перед приступом лихорадки больные также прятались в печь. Мы видим, что от лихорадки прятались, как бы старались обмануть ее; то же самое наблюдалось и при других заболеваниях. Больные уходили в натопленную баню, залезали на полок и проделывали ложный пароксизм или притворялись умершими. Этот прием практиковался и в предупреждение холеры. В Сургутском крае одним из самых радикальных средств от лихорадки считали лечение в горячей черной бане. Больной на время приступа должен был залезть на каменку и лежать там безмолвно и неподвижно. Если он выдержит это испытание, то, по словам крестьян, лихорадка «разозлится», «оплюет ему все лицо» и убежит. После этого у больного лицо «опрыщевеет» (т. е. покроется прыщиками) и ему станет легче; значит, лихорадка его бросила. Но если больной как-нибудь пошевелится или что-нибудь проговорит, то лихорадка, по мнению крестьян, принимается еще злей и тошней его трепать. Каким бы странным ни казался нам подобный способ лечения, он, по существу, сводится к тому, чтобы вызвать у больного пот. Если мы вспомним, что к лихорадочным заболеваниям относились многие простудные заболевания, связанные с ознобом, то вышеописанное лечение в бане, применяемое народом, будет совершенно правильным и рациональным, как вызывающее пот. My WebPage
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:34 | Сообщение # 163 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Карачун – зимний Солнцеворот В славянской мифологии Карачун – это название зимнего Солнцеворота (Спиридонова дня) и связанного с ним праздника. День Карачуна приходился на 12 декабря по старому стилю (25 декабря по новому стилю). У многих славянских народов карачуном называют рождественский хлеб, который считается символом богатства. Так, на Украине, чтобы семья была богата, хозяйка пекла такой хлеб в вывернутом кожухе и в рукавицах. Ведь известно, что кожух (шуба, тулуп) наделяются в народной культуре свойствами потустороннего мира и, одновременно, символизирует богатство («Шуба лохматая, а ты будь богатая»). Такой праздничный каравай лежал на столе, на соломе (зерне, деньгах) до Нового года или Крещенья когда его делили между всеми членами семьи, а кусок сохраняли как лекарство, оберег от нечистой силы и как магическое средство. С карачуном-хлебом гадали. Его обмакивали в воду и катали по полу. Если он переворачивался на верхнюю корку, это означало несчастье в скотоводстве или с кем-либо из членов семьи. Карачун также катали от порога к столу, чтобы на столе всегда был хлеб. При этом считали, сколько оборотов он сделал, веря, что столько же возов сена или зерна соберут летом. Но не так-то прост этот «Карачун». Карачун (Каручень) на Руси - это персонификация смерти («карачун пришел», «задать карачуна» и сегодня означает - умереть, убить, замучить кого-нибудь до смерти). Значения слова у славянских народов следующие: «внезапная смерть в молодом возрасте», «судороги», «злой дух, сокращающий жизнь», «смерть», «гибель».
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:34 | Сообщение # 164 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Для наших предков характерно терпеливое отношение к болезни, а момент смерти воспринимался просто и спокойно. В выработке такого отношения большую роль играли тяжелые исторические судьбы народа, его ясный и здравый ум, и его глубокая религиозность. Но есть в этом отношении и много фаталистического. - «Бог по душу не пошлет, сама душа не выйдет», - убежденно говорит народ. - «Не смертная, так вынесет», - рассуждает он, имея в виду, что если болезнь, которой страдает больной, не та, от которой ему предназначено умереть, то он выздоровеет, хотя бы лежал при последнем издыхании. - «Как ни биться, а от смерти не отбиться», - говорит народ о неизбежности и естественности конца жизни человека. - «Домовища (гроба) не ищут - само придет», - говорит он, указывая на случайность и часто кажущуюся внезаконность (несправедливость) этого явления. В Пензенской губернии был такой обычай: больного, умирающего вместо оказания какой-либо помощи, наряжали в чистую одежду и клали на лавку, как покойника. - «Не знай, - говорят крестьяне, - вернется его душенька с того света в свое тело или нет: она ведь по раю да по аду ходит, так тело и одежда должны быть чистыми, чтобы душа не побрезговала войти назад, когда из своего странствия вернется». А еще Карачун - злой дух, славянское божество, связанное с зимой. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Кстати, по медвежьему хотению и зима студеная длится: когда повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось («На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой»). My WebPage
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
орешник | Дата: Четверг, 29.04.2010, 10:35 | Сообщение # 165 |
Философ
Группа: Проверенные
Сообщений: 843
Копилка подарков: 58
Благодарность: 82
Статус: Оффлайн
| Домовой – дух и хранитель дома Никакой дом не стоит без домового, в этом крестьяне были абсолютно уверены. Оттого и имен у невидимого хозяина двора и дома множество: Он, Сам, Чур, «дед», «дедко», дедушко, суседко, хозяин, дворовый, дворовушка, кормилец (кормильчик), «господарь», «большак», «братанушко», «доброхотушко» и др. Иногда считалось, что Домовой имеет семью - жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть Мара. В отличие от самого домового его семейство никогда не бывает не только видно, но и слышно. В старые времена различали духа, обитающего во дворе (дворовой), и собственно духа дома (домовой), но чаще их смешивают, полагая, что домовые живут в домах, но еще и помогают ухаживать и за скотом. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Поэтому старались приносить «жертвы Домовому» (немного еды) в хлев, где он мог жить. Враждебно настроенный домовой мог мучить скот и приносить значительные убытки хозяйству. Считалось, что Домовой частенько сближался с нечистой силой. Хотя и способен ей противостоять. Домовой также может предсказывать судьбу. Исследователи полагают, что некоторые обряды, относящиеся к Домовому, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Белесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового - точно так же связывали Белеса (Волоса) с поверьями о волосах. Где обитает Домовой И все-таки, русская печь – самое излюбленное место пребывания домового: он даже «сбрасывает» старух с печи, если они постоянно занимают печку. Так рассказывала одна бобылка (Московская губерния). Она была больная и не слезала с печи. Домовой ее толкал, только она все время упирается: «Не пущу родимый, самой некуда». Ну, он взял ее да и сбросил – сам на печку полез. За печку бросали мусор, чтобы «Домовой не перевёлся». Домовых можно поискать у порога, в углу, в подполе, чулане, на чердаке, за стеной. А вот в ванную комнату (или баню) домовые вообще не заходят (там обитают другие существа). А вообще, Домовой любит сам выбирать себе место жительства в доме или квартире, и уж коли выбрал – так ни в жизнь не уйдёт.
Деньги текут золотою рекой, деньги всегда остаются со мной! Господи, даруй мне мудрость и процветание Cоломона!
|
|
|
|
|