|
Славянский пантеон
| |
Sapfir_Stschastija | Дата: Воскресенье, 19.11.2023, 18:40 | Сообщение # 106 |
ВЕДЬМА
Группа: Модераторы
Сообщений: 16457
Копилка подарков: 2726
Благодарность: 11494
Статус: Оффлайн
| Близится 21 ноября - день Мораны
Mоpaна — бoгиня cлaвянcкoгo пaнтeoнa cимвoлизиpуeт cмepть и зимнюю cтужу. Oбpaз Mopaны нe oднoзнaчeн. Oнa cтoит нa cтpaжe миpoв Яви и Haви, вcтpeчaeт души умepшиx нa кaлинoвoм мocту у peки cмopoдины. Бoгиня Mapa у cлaвян cтpoгa и пpинципиaльнa, oнa нe пpoщaeт измeны, oбpaтившийcя к нeй зa пoмoщью и нe cдepжaвший cвoё cлoвo будeт нaкaзaн.
В древнеславянских языческих верованиях в противоположность Живе (Живаге, Живеи) богине рождения и жизни, олицетворявшей приход весны, противопоставлялась Марена (Марана, Морана, Маржана, Маржёна). Она ассоциировалась со смертью, осенним увяданием природы и зимними холодами.
Oпиcaниe и изoбpaжeниe Mоpаны имeют cвoи ocoбeннocти. Бoгиня cмepти у cлaвян — пpeкpacнa. Ee изoбpaжaли в видe мoлoдoй дeвушки c бeлoй кoжeй в нapядныx бeлocнeжныx oдeянияx c яpкo чepными длинными вoлocaми cвoбoднo paзвeвaющимиcя пo плeчaм — этo oбpaз мoлoдoй бoгини в нaчaлe зимы. Изoбpaжeниe в видe cтapуxи в изнocившeйcя oдeждe и c кocoй нa плeчe, тaкжe cooтвeтcтвуeт Mape, нo cимвoлизиpуeт oкoнчaниe зимы.
Aтpибуты Mораны взaимocвязaны c пoнятиeм cмepти: чepнaя лунa; вopoн кoтopoй пoмимo вecтникoм бeды тecнo cвязaн и c мaгичecким миpoм; cepп c пoмoщью кoтopoгo oнa пpeкpaщaeт зeмнoe cущecтвoвaниe cущecтвa, пepepeзaв нить cудьбы; чepный лeбeдь; гpифoн. Aтpибутaми бoгини cмepти тaкжe являютcя: кoзa, мoжжeвeльник, cocнa и eль.
Древние славяне не считали смерть трагическим событием. Они относились к ней как к естественному ходу вещей и почитали Марену наравне с другими божествами.
Морана воспринималась в качестве обратного (тёмного) лика Великой матери — воплощения всего сущего. Если в представлениях предков светлая ипостась Жива давала миру жизнь и тепло, то тёмная обрекала всё на смерть и холод.
Согласно верованиям, разрушение и созидание гармонично соединялись в характере Великой богини. Они не могли существовать по отдельности и сменяли друг друга.
В восточнославянской мифологии Марена имела прозвища Зимняя и Кощная (смертная) Владычица (Повелительница, Державница).
Мудрые предки считали что после того как Мара обрезает колосья Живы человек не погибает окончательно, а совершает переход к Иной Жизни. Также как и после Зимы сковывающей льдами реки и озера непременно наступает Весна возрождающая все живое на Земле. В весенних обрядах славян используется «Морена» – чучело из соломы воплощающее смерть и зиму, которое торжественно сжигается во время празднования Весеннего Равноденствия.
Ритуалы и традиции празднования.
По своей значимости "День Марены" не уступал празднику Живы, поэтому принять участие в вославлении богини были обязаны все.
Особенностью ритуала праздника было-то, что он проходил в абсолютной тишине. Под страхом строгого наказания, никто не должен был произносить славлений, или открыто приносить капищу богини дары.
Члены рода становились вокруг идола, а жрец церемонии со специальной миской из кости или меди, по очереди обходил каждого, куда тот жертвовал по несколько капель крови.
После жрец выливал кровь на идола и говорил ритуальную фразу: «А ни Мара ни Морока не смиемо славити», которая означала, что никто из присутствующих не боится, а понимает смысл смерти и с радостью готов стать частью природы после развоплощения.
Затем люди отправлялись на болото, где тушили заготовленные факелы в трясине. Это символизировало готовность спокойно умереть не только от старости, но и без страха принять неожиданную скоротечную смерть.
По возвращению, в селении накрывался общий стол, где помимо обычной еды, обязательно должна была присутствовать обрядовая: несколько сортов мяса, множество корнеплодов, кисели из красных лесных ягод.
В этот день супругам строго запрещалось иметь физическую близость. Считалось, что дети, родившиеся от такой связи, долго не проживут, и умрут во младенчестве.
(с)тырено
Сердце ведьмы плачет и кричит. Беззвучно. irinasapfir1900@gmail.com
|
|
|
|
Sapfir_Stschastija | Дата: Четверг, 21.12.2023, 15:57 | Сообщение # 107 |
ВЕДЬМА
Группа: Модераторы
Сообщений: 16457
Копилка подарков: 2726
Благодарность: 11494
Статус: Оффлайн
| Е. Л. Березович, О. Д. Сурикова
КТО ТАКОЙ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЙ КАРАЧУН? (СЛОВО, ИМЯ, ПЕРСОНАЖ) // 2023
Слабая активность персонажа по имени Карачун в фольклоре, да и явно авторский его генезис, не помешали ученым (филологам, историкам, фольклористам, в первую очередь представителям мифологической школы первой и второй волны) уже в XIX в. присвоить Карачуну статус одного из главных славянских божеств. Значительную роль в этом сыграло, с одной стороны, неразличение апеллятивов — славянских гетерогенных омонимов (рус. карачун / корочун ‘смерть, припадок и пр.’ < *kъrčiti и вост.-слав. корочун / карачун < карпатобалканский календарный и обрядовый термин предположительно албанского происхождения). С другой стороны, повлияла «мифологичность» и как бы «архаичность» семантики того и другого карачунов: у первого — «смертная», болезненная, имеющая непосредственный «выход» в сферу демонологии, у второго — календарная, связанная с продолжительностью светового дня и древней обрядностью перелома годового цикла. Прибавим сюда крайнюю скудость фольклорных и этнографических данных (только некоторые сведения о рождественском ритуале в инославянских традициях), среди которых авторитетным было единственное свидетельство — Новгородской первой летописи, учтем характерное для эпохи стремление к реконструкции и изучению славянской старины — и получим идеальный «набор» для «изготовления» персонажа — древнего грозного и карающего божества, влияющего на ход светил и смену времен года, о котором в языке и летописях остались единичные свидетельства.
Сердце ведьмы плачет и кричит. Беззвучно. irinasapfir1900@gmail.com
|
|
|
|
Sapfir_Stschastija | Дата: Четверг, 21.12.2023, 17:27 | Сообщение # 108 |
ВЕДЬМА
Группа: Модераторы
Сообщений: 16457
Копилка подарков: 2726
Благодарность: 11494
Статус: Оффлайн
| 21 декабря - Карачун
У славян Карачун мог называться и по-другому – Корочун (укр.), Крачун (закарп.), Коронуй (белор., ударение на «у», обозначает внезапную смерть), а также Крачунец (молд.). Славяне Закарпатья часто называют праздничный пирог, испечённый под Рождество, «крачунец».
Словарь Даля показывает взаимосвязь с болезненным состоянием человека – «скорячило», что значит, свело ногу, спину, либо скорчило человека. У него же мы находим «карачить», когда пятятся назад.
Корочун — последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года.
Корочун — это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года.
За две недели до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.
Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.
В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?
Дата и символика Карачуна.
Карачуну посвящен свой период календарного года. С 21 по 24 декабря Карачун является предвестником и знаком прихода нового Зимнего Солнца – Коляды. В связи с тем, что в этот период оканчивается зимнее солнцестояние и ночь идет на спад, существует понимание, что Карачун укорачивает ночь.
По поверьям народа всегда считалось, что именно 22 декабря (месяц назывался раньше – студень) является самым холодным, морозным и темным временем в году. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался «волчий месяц», когда чаще всего волки воют от голода и холода.
А что касается медведей, то считалось, что во время Карачуна (или Зимнего Солнцеворота) медведь должен повернуться на другой бок в своей берлоге. Так и говорят: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой». Символика Карачуна – белые волки, формирующиеся из метели, птицы-вьюжницы, снежные бураны, обращающиеся в медведей-шатунов.
Между тем не стоит сильно бояться Карачуна, ведь его правление недолгое — следом за 25 декабря всегда приходит благостное время для празднования прихода и правления Коляды. Да и день после Карачуна всегда уже будет постепенно удлиняться. Да и есть такое поверье, что снежные волки Карачуна питаются людскими неправедными поступками, а потому вреда не чинят тем, кто живет правильной жизнью (идет по пути Прави).
Деревенский Чертог
Сердце ведьмы плачет и кричит. Беззвучно. irinasapfir1900@gmail.com
|
|
|
|
|