Почему «дуракам везёт», и как это использовать в жизни и бизнесе?
«Дуракам везёт». Народная мудрость.
Сколько поколений людей задавались вопросом, ну почему сосед (друг, знакомый, родственник), не имея достаточного образования (поддержки свыше, оборудования и т. д.) более преуспел в чем-то, чем Вы, человек несомненно умный, компетентный и …
Да ладно бы это было только с Вами. Стоит поднять такую тему в коллективе, как абсолютно каждый вспомнит, пусть не из своей жизни, но соседей, знакомых, родственников, что какой-то «чурбан» обошел его (её), не имея на это вроде бы никаких шансов.
В экономике, науке, бизнесе и политике действуют те же самые закономерности, которые названы «законами Бацанова» в честь доктора химических наук, профессора Бацанова С. С.
Бацанов Степан Сергеевич, кроме работ в области кристаллохимии, молекулярной оптики, теории химической связи, физики взрыва был ещё и руководителем химической лаборатории. И не одной! Он почти три десятилетия собирал статистику, как зависит результативность экспериментов от различных факторов. Далее им были выделены три постулата, названные в 1987 г. законами Бацанова.
Вот что писал сам Сергей Сергеевич в журнальной публикации 1987 года:
«Несколько лет назад мне довелось читать лекции в Калифорнийском университете. Говоря о развитии нового научного направления, в шутку упомянул о действии трех вышеназванных дополнений к законам Паркинсона.
1. Произведение оснащенности лабораторий на сообразительность персонала есть константа. 2. Произведение оптимизма на компетентность есть константа. 3. Произведение опытности на удачливость есть константа.
Шутка понравилась больше, чем мои лекции, и собрание Американского физического общества 1981 г. началось с демонстрации слайда с формулировками вышеназванных законов.
В 1985 году я вновь приехал в США, и знакомые университетские профессора рассказали о практических приложениях «моих» законов: «Мы, знаете ли, для выбивания денег из попечителей, меценатов или государственных чиновников посылаем теперь совершенно некомпетентных людей. Результаты просто сказочные!»
Да, решил я, законы надо столбить».
И следствия из них…
Следствие из 1-го закона: начинающих (молодых специалистов) надо вводить в науку не через, а мимо комнат, начиненных приборами.
Следствие из 2-го закона: для переговоров с посетителями, корреспондентами, для пропаганды своей профессии надо направлять молодых специалистов, а не бывалых скептиков.
Следствие из 3-го закона: при выборе объекта или цели исследования для принципиально новой методики первое слово надо предоставлять тому, кто менее всего смыслит в этом деле.
Действуют эти законы с неизбежностью любых законов.
А как поставить эти законы на службу собственному бизнесу или учесть их в своей каждодневной работе? Правда, применить эти советы в иерархической организации будет гораздо труднее. А эффект будет не так заметен, чем в бизнесе. Причём, чем меньше бизнес, тем более потрясающие результаты может дать применение этих простых правил.
«Если бы я знал, сколько препятствий придётся преодолеть, я бы никогда этого не сделал.»
Как точно эта фраза отражает суть успешного бизнеса! И если в будущее смотреть с оптимизмом, а неприятности и проблемы использовать как средство обучения, приобретения опыта, то если не опускаешь рук и не теряешь головы, всё получается. Пусть не с первого раза…
Узкий специалист подобен флюсу: полнота его одностороння.
Именно те, кто считает самым компетентным специалистом часто «зажираются», делая всё «как положено», не принимая новых возможностей или выступая, пусть даже молча, против любых изменений. А мир быстро меняется. Технологии (информационные, производственные, маркетинговые, и т.д.) устаревают очень быстро. Множество профессий либо кардинально меняются, либо умирают вообще. В этих условиях, без должной мотивации к обучению «компетентность» специалиста быстро уменьшается, а то и сходит на нет. Вот так действует второй закон Басанова.
«Кто не рискует, тот не пьёт шампанское» или, в более простом изложении, «дуракам везет» - просто третий закон Басанова.
Удача или неудача идет бок о бок, никогда не знаешь, что будет завтра. Недаром преуспевающего бизнесмена часто называют удачливым. Готовность к постоянному риску – одна из главных черт предпринимателя. Иногда окружающие просто не понимают, как можно делать то, что «и так ясно, что не получится»? А вдруг - «Бабах!» - и получается! Так постепенно расширяется кругозор, «видение» картины мира в несколько ином ракурсе, чем все остальные. И в науке, и в бизнесе очень много решений принимается с опорой на интуицию, а не на прошлый опыт. И это шестое чувство обычно не подводит.
Вот некоторые примеры практического применения данных законов.
Перед любой модернизацией оборудования сформулируйте, чего Вы хотите добиться от грядущей модернизации. Составьте смету расходов. Потом часть средств, выделенных для покупки суперновейшей техники выделите на премии за предложения, как можно достигнуть таких же результатов «меньшей кровью».
Молодым, «необкатанным» сотрудникам надо давать самые трудные, практически неразрешимые задачи. Если они их решат, хорошо. Возможно, их решения будут самыми правильными. А если решение не будет найдено, такие задания выявляют как настоящих бойцов, так и тех, кто быстро «опускает руки».
Так, что не бойтесь показаться окружающим дураками.
Вот пример. Один из самых богатых людей мира, Уоррен Баффет, не боится показаться окружающим очень экстравагантным, ездит на машине, купленной на автосвалке, живёт в доме за… 30 000 долларов. Сравните эту цену с ценой своей квартиры… Примерно одинаково, да? А теперь сравните 50 миллиардов долларов и свой банковский счёт, если он у Вас есть. Чё ж не шикует чувак? Дурак он, что ли? Дурак. Только это ему не мешает.
Гните свою линию, даже если она отличается от общепринятой.
Помните, «дуракам везёт»!
Автор: Груздев Михаил.
Специально для проекта «Мечты сбываются»
Чтобы не пропустить самые интересные статьи, подпишитесь на нашу рассылку!
|